Литературная сказка считается жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя её жанровые особенности. Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки.
По мнению И. П. Лупановой, литературная сказка является наследницей народной.
Литературная
сказка является отражением эпохи, в которую была написана и господствующих
литературных течений того времени.
И.П. Лупанова подчеркивает, что характерной особенностью жанра литературной сказки
является «не только и не столько разработка в русском фольклоре сюжетов и
мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой».
Т. Леонова приходит к выводу, что литературная
сказка есть синтетический жанр, соединяющий компоненты фольклорной сказки и
разных литературных жанров.
Основные отличия фольклорной (народной) и литературной сказок:
- Литературная сказка тесно связана с народной сказкой и в то же время существенно отличается от неё. В ней нет четких граней между поэтикой волшебной и бытовой сказок; художественный прием, в большей степени свойственный одному виду народных произведений, используется повсеместно (например, анимизм).
- Литературная сказка приближена к реальности. Убедить читателя в действительности происходящего, создать иллюзию достоверности, стереть грань между волшебным и настоящим – творческая задача сказки, ведущая к нарушению чистоты жанра.
- Развитие сюжета чрезвычайно осложнено. Такое звено в сюжете народной сказки, как запрет и нарушение запрета, в авторской или исключено вообще, или выполняет противоположную функцию. Нарушение запрета как функция в сюжете сказки помогает автору показать характер героя.
- Авторская сказка лишена такого важного звена в развитии сюжета, как чудо. В ней может не быть чудесных превращений, чудесных героев и помощников. Но есть чудо встречи, узнавания, открытия, возможности сделать счастливого другого.
- Для создателей литературной сказки важен процесс осмысления «я» героя в мире подобных ему. Авторы, работающие в жанре сказки, имеют возможность показать психологию, процесс становления характера героя, часто героя – ребенка, что е свойственно сказке народной. Не исключая эмоциональной природы жанра, стремится активнее включить читателя в процесс обдумывания происходящего не только в сказке, но и в реальности.
- Авторская сказка нарушает привычный канонический мир героев народной сказки. Здесь нет традиционных для животного эпоса типов - масок (лиса хитра, медведь силен). Здесь все зависит от конкретной ситуации, от конкретного поступка и его осмысления тем, кто этот поступок совершает.
- Конфликт в литературной сказке часто не сводится к простому противопоставлению добра и зла. Иногда его может и не быть.
- Волшебные помощники и волшебные предметы тоже выполняют иные роли и функции, они никогда не воспринимаются как механическая величина. Волшебный помощник обладает не только функцией дарения, но и функцией чудесного превращения.