Сравнение литературной и народной сказок

Литературная сказка считается жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя её жанровые особенности. Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки. 

По мнению И. П. Лупановой, литературная сказка является наследницей народной

       Литературная сказка является отражением эпохи, в которую была написана и господствующих литературных течений того времени.

И.П. Лупанова подчеркивает, что характерной особенностью жанра литературной сказки является «не только и не столько разработка в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой». 
Т. Леонова приходит к выводу, что литературная сказка есть синтетический жанр, соединяющий компоненты фольклорной сказки и разных литературных жанров.

Основные отличия фольклорной (народной) и литературной сказок:

  1. Литературная сказка тесно связана с народной сказкой и в то же время существенно отличается от неё. В ней нет четких граней между поэтикой волшебной и бытовой сказок; художественный прием, в большей степени свойственный одному виду народных произведений, используется повсеместно (например, анимизм).
  2. Литературная сказка приближена к реальности. Убедить читателя в действительности происходящего, создать иллюзию достоверности, стереть грань между волшебным и настоящим – творческая задача сказки, ведущая к нарушению чистоты жанра.
  3. Развитие сюжета чрезвычайно осложнено. Такое звено в сюжете народной сказки, как запрет и нарушение запрета, в авторской или исключено вообще, или выполняет противоположную функцию. Нарушение запрета как функция в сюжете сказки помогает автору показать характер героя.
  4. Авторская сказка лишена такого важного звена в развитии сюжета, как чудо. В ней может не быть чудесных превращений, чудесных героев и помощников. Но есть чудо встречи, узнавания, открытия, возможности сделать счастливого другого.
  5. Для создателей литературной сказки важен процесс осмысления «я» героя в мире подобных ему. Авторы, работающие в жанре сказки, имеют возможность показать психологию, процесс становления характера героя, часто героя – ребенка, что е свойственно сказке народной. Не исключая эмоциональной природы жанра, стремится активнее включить читателя в процесс обдумывания происходящего не только в сказке, но и в реальности.
  6. Авторская сказка нарушает привычный канонический мир героев народной сказки. Здесь нет традиционных для животного эпоса типов - масок (лиса хитра, медведь силен). Здесь все зависит от конкретной ситуации, от конкретного поступка и его осмысления тем, кто этот поступок совершает.
  7. Конфликт в литературной сказке часто не сводится к простому противопоставлению добра и зла. Иногда его может и не быть.
  8. Волшебные помощники и волшебные предметы тоже выполняют иные роли и функции, они никогда не воспринимаются как механическая величина. Волшебный помощник обладает не только функцией дарения, но и функцией чудесного превращения.