Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился 20 февраля (8 февраля) 1852 году в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского.
Детство
будущего писателя проходило на юге России - в Одессе. По завершении
Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет
Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по
энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Следующий
учебный год Михайловский начал в Институте путей сообщения. В качестве
студенческой практики он выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге. Когда
в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не
закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он
участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу он был удостоен награды
- ордена Св. Станислава III степени.
Энергичный
и изобретательный инженер, Михайловский вскоре получил должность на
строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь
оказался в центре послевоенного строительства - на этот раз в Грузии. По окончании
строительства Михайловского назначили начальником бакинского отрезка железной
дороги, но уже в 1882 году он подал в отставку.
В
1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в
изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой
позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. В этот же период
Михайловский, впервые после неуспешного студенческого опыта, вернулся к
литературной деятельности. Михайловский приступил к созданию повести «Детство
Тёмы».
Помимо
литературной деятельности, Михайловский принимал участие в дальнейшем
строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта среди прочего
стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской
железной дороги, выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги.
Позже он вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства
Кротовско-Сергиевской железной дороги.
В
1898 году по приглашению Петербургского географического общества Михайловский
отправился с экспедицией в Северную Корею. Наряду с географическими, он
совершил открытия в области фольклористики - записал около 100 корейских сказок
(сохранилось только 64).
С
1903 года он руководил проектными работами по строительству железной дороги в
Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий.
10 декабря (27 ноября) 1906 года Михайловский скоропостижно скончался. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.